4 февраля 2015 в рамках сетевого проекта «Расти счастливым» в МБДОУ ЦРР - детском саду №21 «Малышок» города Новоалтайска прошел семинар «Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей», организованный научным руководителем Татьяной Пашкевич, доцентом кафедры дошкольного образования АКИПКРО. В его проведении приняли активное участие коллеги – члены экспериментальных площадок детских садов №№21,5.
ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов ДОУ на реализацию образовательного содержания в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности в процессе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности – культурных практиках.
В ходе семинара педагоги обсудили важные характеристики культурных практик как способа организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста:
1. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной), когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности).
2. Культурные практики нужны для становления универсальных культурных умений ребёнка. Они обеспечивают его активную и продуктивную познавательную деятельность.
3. Культурные практики разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
4. Культурные практики – это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это – приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п. Здесь – начала «скрытого» воспитания и освоения фонового знания.
5. До школы культурные практики вырастают на основе, с одной стороны, взаимодействия с взрослыми, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребёнка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования как своеобразного детского ТРИЗ).
6. Игровая культурная практика для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что она дает возможность переживать или испытывать светлые чувства: радости, свободы, интереса, увлеченности, упоения, загадочности, чуда, самостоятельности, ответственности.
7. На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребёнка, часто становящаяся делом всей его последующей жизни.
8. Интегрированный характер культурных практик обусловливает необходимость того, чтобы в процессе их организации и реализации задействованы возможности одновременно нескольких областей культуры, а также интегрируются возможности детской деятельности. В этой связи при изучении понятия «культурные практики» целесообразно рассмотрение проблем интеграции содержания образовательных областей, интеграции деятельности специалистов ДОУ, организации образовательной среды ДОУ.
9. Виды культурных практик:
- исследовательские;
- коммуникативные;
- игровые;
- художественные;
- музыкальные;
- изобразительные и т.д.
В заключение семинара участники получили домашнее задание по разработке способов планирования культурных практик, способов развития содержательности детской деятельности и способов стимулирования развития детей в процессе культурных практик.
Т.Д.Пашкевич,
доцент кафедры дошкольного образования АКИПКРО
|